Как известно, храмы — это не только красивая архитектура, они встарь всегда были в России центрами духовной жизни. Кто и зачем сегодня занимается восстановлением старинных церквей?
Второе дыхание
В этом деле направления сейчас два. «Одно церковное, когда возрождают дом молитвы, — рассказывает настоятель храма Воскресения Словущего села Оленьково Венёвского района Тульской области протоиерей Дмитрий Нестеров. — Другое более мирское, когда церкви интересуют больше как часть культурного наследия. Это тоже естественно, ведь храмы — вершина архитектуры на Руси, всё самое хорошее, самое красивое наш народ воплощал именно в храме».
Но это если возрождают. Проезжая, например, по Тульской области, можно увидеть и заброшенные строения — те же церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Машково и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Теляково, обе в Ясногорском районе, обе датируются XIX веком и являются частью нашего с вами культурного достояния. И если в советское время здания всё-таки использовались, хоть и не по назначению, а значит жили, то в 90-е их разорили, убив жизнь начисто.
Из церкови Рождества Пресвятой Богородицы в селе Теляково ушла жизнь. Фото: Надежда Музыкова
Но такая печаль не везде — неравнодушные всё же находятся. Восстановить старинную церковь на земле своих предков по материнской линии — храм Рождества Христова в селе Мокрый Корь Ясногорского района Тульской области — взялся Игорь Панков. Его десятилетний труд близок к завершению, а архиерейские службы здесь проходят с 2019 года.
Маленьким мальчиком, слушая бабушкин рассказ о былом великолепии храма, пообещал ей Игорь церковь возродить, так и случилось. По разным причинам раздумывал он, стоит начинать это дело или нет, но послушал свою бывшую учительницу, которая сказала: «Мы ведь здесь живём мыслью о восстановлении храма, а иначе просто умрём».
Игорь Панков обещание бабушке выполнил. Фото: Надежда Музыкова
Церкви Воскресения Словущего в селе Оленьково, построенной на средства местного помещика Сергея Соковнина, в 2025 году исполнится 200. О ней известный тульский архитектор Владимир Уклеин писал так: «Хорошие пропорции колонных портиков боковых фасадов и интересный общий силуэт здания говорят об опытном зодчем, имя которого остаётся неизвестным. Когда смотришь на церковь с восточного берега пруда, нельзя не отдать должное чутью архитектора, удачно вписавшего постройку в общую панораму».
Храм действительно уникальный — росписи в стиле гризайль, но тяжёлый, по словам его настоятеля, для восстановления — рядом пруды, вода за два столетия фундамент изрядно повредила. И всё возрождение происходит — за счёт пожертвований. «Такие храмы обычно долго стоят на радость людям, — говорит отец Дмитрий, — потому что они чувствуют: в этом принимали участие те, кому они дороги, а не кто-то со стороны. Появляется нужная сумма — приглашаем специалистов, которые реставрируют, ремонтируют, восстанавливают. Постепенно что-то у нас получается, храм приобретает второе дыхание».
Редкая роспись в храме Воскресения Словущего в селе Оленьково будет жить. Фото: Надежда Музыкова
Как в космос слетать
А вот церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Аксиньино Венёвского района, начало строительства которой относят к 1790 году, повезло несколько больше. Ею при содействии Фонда президентских грантов в рамках проекта «Сокровища села» занялся благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия «Белый ирис».
«Конечно, — рассказывает глава фонда Ольга Шитова, — храмы мы восстанавливаем в первую очередь для людей, которые живут с ними рядом. И если для туристов развалины — романтика, то у тех, кто видит их ежедневно, они вызывают апатию, чувства горечи, уныния, безысходности. Так было и в Аксиньино: у людей было ощущение, что они никому не нужны, что в их жизни уже ничего не изменится, с каждым годом жизнь в селе будет только хуже, все они вымрут, а про Аксиньино просто забудут».
Восстановление некогда прекрасного сооружения изменяет, по её словам, настроения сельских жителей. По щелчку это, конечно, не происходит, чтобы приобщить людей к общему делу, их приглашают на субботники, а потом они и сами их организуют.
«Косим, гребём, убираем мусор, — рассказывает пенсионерка Ольга Пронякина. — Всё, что нам поручат, делаем, за храмом приглядываем. Очень хочется, чтобы он поскорее возродился — здесь меня и мою сестру в детстве крестили, рядом на кладбище все мои предки».
«Каждое воскресенье в 9 утра молимся здесь мирским чином, — продолжает пенсионер Юрий Шашников. — Потребность в молитве у нас большая. Батюшка даёт тему, мы по очереди читаем примерно полтора часа. Обидно, что ещё не до всех сельчан достучались, но надеемся, что постепенно и это произойдёт».
Удивительное дело — воскресает к духовной жизни душа прихожан, и следом быт в селе налаживается. Ещё совсем недавно не было ни дороги, ни газа, ни интернета, ни водопровода. Но меняются люди — и мир вокруг них тоже преображается.
Хотелось бы и заезжих путешественников встречать как подобает. Бесплатные экскурсии по территории усадьбы проводят, но ещё бы место оборудовать, где можно чайку с пряниками попить, отдохнуть, полюбоваться местными красотами. А кто-то ведь и на несколько дней желает остаться, отдохнуть от городской суеты и о душе подумать.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Аксиньино надёжно законсервирована и ждёт реставрации. Фото: Надежда Музыкова
«Есть у нас идея на месте старого клуба организовать дом для престарелых, — говорит Юрий Алексеевич. — Там и гостиницу можно сделать».
Думают в этом направлении и в «Белом ирисе». Например, о туристических маршрутах в глубинку, о будущем мемориально-музейном комплексе, ведь храм входит в ансамбль объекта культурного наследия федерального значения — усадьбу Давыдовых.
«Мы, — добавляет Ольга Шитова, — порой приходим в школы, рассказываем о наших проектах, а потом ребята приезжают на наши работы в качестве волонтёров. Из их отзывов видим, как им это интересно. Пишут, что путешествие к древнему храму — это как в космос слетать, что им важно внести свою лепту в дело возрождения памятника культуры, что нравится помогать местным жителям, чтобы они стали счастливее. Привозят ребятишек сюда и родители — им важно, чтобы у детей формировалось уважительное отношение к труду, правильное мировоззрение, любовь к старине».
Вот так, стежок за стежком и созидается полотно души народной: от старших к младшим и обратно. А вроде бы всего лишь древние строения восстанавливают.
Оцените материал